«Властелин мух» - так именуется повесть о группе школьников, оказавшихся на необитаемом полуострове. Посреди их начинается борьба за лидерство, возникают воинственно настроенные группировки, любая из которых устанавливает собственные законы. За нарушение их назначаются жестокие наказания прямо до убийства. Эта повесть указывает, что может произойти, если малыши начнут создавать новое общество, не считаясь вместе. Предстающая перед очами читателя картина шокирует. Естественно, она только гиперболизация того, что происходит в реальности, все же над этими неуввязками следует задуматься серьезно. Школьники - специфичная соц общность, в которой есть свои нормы поведения, правила общения и даже собственный фольклор. Все это передается из поколения в поколение от 1-го школьника к другому. Подчинение этим неписаным правилам и нормам считается строго неотклонимым.
Дружба школьников.
Дела меж школьниками повсевременно изменяются. Если в возрасте от 3 до 6 лет малыши строят свои дела в основном под надзором родителей, то от 6 до 12 лет школьники огромную часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружественные дела формируются, обычно, меж детками 1-го и такого же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает чувствовать потребность в поддержке со стороны товарищей. Не считая того, ему нужно обеспечить для себя эмоциональную безопасность. Конкретно группа сверстников становится для малыша тем типичным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из их откинуть, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат малыши. Группировками (в отличие от групп) именуются группы сверстников, насчитывающие менее 3-8 человек и сознательно не включающие в собственный состав других малышей. Они могут появляться уже сначала 3-го года обучения, но почаще и легче всего складываются в 5-х классах. Каролина и ее подруги именуют свою группу «потаенным фортом», и, хотя в самом заглавии нет никаких ограничений для представителей обратного пола, в составе этой группировки мальчишек нет.
В опыте, проведенном Шерифом и его сотрудниками, были выявлены методы формирования групп мальчиков - учащихся 5-х классов. Они строились на базе сотрудничества и соревновательности в критериях летнего лагеря.
Еще до отправки в лагерь малыши были разбиты на 2 группы. И хотя до этого они не были знакомы и разделение было проведено произвольно, у их появились общие интересы. Завязавшиеся дружественные дела ограничивались только членами группы, в какой воцарился дух взаимопонимания и чувство единства.
Когда ребята узнали о существовании другой группы, их солидарность укрепилась еще более. В отношениях меж группами можно было следить зачатки и агрессивности, и здоровой конкуренции. Когда перед ребятами поставили такие задачки, которые можно было решить только общими усилиями, прежние барьеры, разделявшие их в самом начале смены, пропали, появилась дружба, объединившая членов обеих групп.
Этот опыт показал значимость и необходимость группового общения для школьников. Группа и ограничивает, предопределяя нрав внутригруппового общения, и сразу помогает формированию дружественных отношений, становлению единства. Она увеличивает значение определенных ценностных установок, обеспечивает чувство равноценности каждого участника, устанавливает правила поведения и делает такую атмосферу, когда у малыша появляется осмысленное представление о происходящем.
Конформизм. Исследования конформизма (согласия с общим воззрением группы либо непротивления ему) демонстрируют, что никто из нас не обладает иммунитетом к групповому давлению, но все таки поведение человека в той либо другой ситуации почти во всем находится в зависимости от его возраста.
В один прекрасный момент учитель Рузвельта обратился к классу с вопросом: «Кто из вас согласен с тем, что Земля - четвертая от Солнца планетка?» Практически все подняли руки в символ согласия. Рузвельт же был уверен, что ребята ошибаются: Земля - 3-я от Солнца планетка. Но, может быть, они правы, а ошибается он? Вдруг, выразив несогласие с классом, он окажется не прав и будет смотреться тупо?! А если прав, то одноклассники будут считать его смышленым малым. Что все-таки делать?
В этом возрасте малыши более склонны к конформизму, чем в любом другом, даже если их конформизм может послужить предпосылкой неверного суждения либо неверного поведения. Данную особенность Ж. Пиаже разъясняет тем, что к 12-летнему возрасту малыши больше начинают обдумывать смысл правил, устанавливаемых разными общностями, оценивать их неточность либо корректность, считаться с ними либо поступать вопреки им. У их возникает возможность реагировать на все без помощи других, пореже дает себя знать конформизм, они не сходу соглашаются с общим воззрением и могут высказать несогласие с ним, если ощущают себя уверенно.
Большая часть малышей до 12 лет всеми силами стараются установить обычные дела со сверстниками. Они не желают смотреться индивидуалистами либо очень отличаться от сверстников даже тогда, когда групповое поведение кажется им не совершенно правильным. Они изредка осмеливаются осуждать очевидно асоциальное поведение, и, видимо, наивно было бы ожидать, что кто-то станет порицать друга за такое поведение, как, скажем, катание на роликах в примыкающем дворе с развевающейся лентой туалетной бумаги в руках, неверные телефонные звонки либо кражи жевательной резинки в кафе. Прямо до 8-го класса малыши вправду готовы подчиняться установившимся посреди сверстников правилам поведения и нередко не могут противостоять групповому давлению. Быть принятым группой сверстников для малыша важнее, чем заслужить Доверие взрослых. Эта возрастающая потребность в признании и одобрении со стороны сверстников составляет смысл целого периода в развитии малышей, когда зависимость от родителей сменяется зависимостью от сверстников. Проблема Рузвельта осложнялась тем, что руки подняли даже наилучшие ученики. Сверстник, которого малыши считают самым умным, знающим, оказывает на их большее воздействие, нем тот, кого они считают несведущим. В ситуации с Рузвельтом мы могли бы ждать, что, зная верный ответ он или непроизвольно подымет руку, или промолчит.
Популярность. В каждой группе одних малышей обожают, а других не обожают. Найти более и менее попкулярных малышей можно, к примеру, нарисовав социограмму, т. е. диаграмму, отражающую соотношение большего и наинаименьшего предпочтения в группе.
Мисс Каннингэм попросила учеников указать имя одноклассника, с которым малыши желали бы делать определенное задание, и того, с кем они не желали бы это делать.
Большая часть малышей избрали партнеров собственного пола и отвергли представителей обратного. Каролина и Ким - «звезды» посреди девченок, Брэд - «звезда» посреди мальчиков. Наилучшие друзья и подруги - Рузвельт и Брэд, Каролина и Ким, так как их выбор обоюдный. Бельма и Жан менее дружны, так как они отторгают друг дружку. Менее пользующиеся популярностью малыши в классе - Бельма и Никки, их отвергли и мальчишки, и девченки. К Скотти, Ив и Карлосу отношение безразличное - их никто в классе не выбирает и не отторгает.
Что позволило Каролине, Ким и Брэду стать самыми попкулярными? Как демонстрируют исследования, это происходит потому, что такие малыши обычно отлично приспосабливаются посреди сверстников, они миролюбивы, нацелены на сотрудничество, чутки к желаниям других малышей. Они отлично обучаются, умны. Это, обычно, малыши из более обеспеченных семей по сравнению с их наименее пользующимися популярностью сверстниками. Не считая того, они охотнее разговаривают с одноклассниками и проявляют энтузиазм к ним. Обычно, свою точку зрения они отлично аргументируют и могут ее отстоять. У фаворитных малышей в группе обычно есть прозвища и клички. Брэда окрестили «Кузнечиком» за его длинноватые ноги, а Рузвельта - «Лосем», так как он самый большой мальчишка в классе.
В большинстве детских групп есть и непопулярные малыши, которым, обычно, не выдумывают никаких прозвищ и кличек, кроме разве что неодобрительных - типа «Толстяк». С ними никто не желает играть и на их изредка обращают свое внимание. Что принуждает малышей отторгать таких, как Бельма и Никки? Бессчетные исследования демонстрируют, что малыши, в младенчестве воспитывавшиеся без родителей, почаще ссорятся, требуют большего внимания к для себя, чем малыши, выросшие в полных либо даже неполных семьях. Предпосылкой непопулярности могут быть и неизменная напряженность малышей, трудности в общении с другими. Никки и Бельма, когда были маленькими, изредка сходились с кем-то для совместных игр, потому им труднее приспособиться в среде одноклассников. Малыши с физическими недочетами наименее популярны, чем здоровые. У непопулярных малышей, обычно, заниженная либо совсем низкая самооценка, некие из их чувственно не развиты, агрессивны либо замкнуты.